Top.Mail.Ru
Детский православный лагерь Звезда Вифлеема: Образовательные технологии XXI века
 

Детский православный лагерь Звезда Вифлеема: Образовательные технологии XXI века

Научная деятельность:

Образовательные технологии XXI века


5 апреля 2013 года в рамках международной научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века» ОТ`13, посвященной проблемам развития информационной культуры и медиаобразования, под руководством ведущего научного сотрудника МИРО и научного руководителя детского лагеря «Звезда Вифлеема» Н.Б. Ковалевой состоялась секция «Метакультурные технологии развития мировоззрения и ценностных ориентаций школьников». На секции был широко представлен и обсужден опыт педагогов, реализующих инновационные технологии, направленные на формирование ценностных ориентаций, идеалов и мировоззрения школьников, в общем и дополнительном образовании.

В своем установочном докладе Н.Б. Ковалева показала, что во времена кризиса проблемы развития ценностных ориентаций, мировоззрения, нравственности выходят на передний край. Феноменологически кризис проявляется в том, что все больше людей теряясь в потоках информации, утрачивают смысл происходящего, и начинают, с одной стороны симулировать деятельность, а с другой стороны, оказываются подверженными депрессиям и разного рода зависимостям. С этой точки зрения, центральной проблемой медиаобразования является проблема формирования способности к творческой переработке и встраиванию информации в осмысленную деятельность. Однако проблемы потери смысла жизни, ядра личности, ее корней — требуют большего: поиска механизмов и технологий выстраивания ценностного и мировоззренческого пласта на основе позиционности учащихся. Одним из мощных инновационных ресурсов образования и в том числе медиаобразования как раз и оказываются метакультурные технологии, то есть технологии, которые позволяют вводить учеников в  пространство культуры, где задаются надпредметные ценности, идеалы и образцы мысли и деятельности. Данные технологии зародились в Лаборатории педагогических технологий ПЦДРДМ при разработке программ формирования христианского мировоззрения детей и молодежи и сейчас успешно используются при сценировании занятий как на различных предметах в школе, так и в коммуникативно-герменевтических и сюжетно-деятельностных формах в дополнительном образовании.

На секции были представлены доклады педагогов-филологов, которые продемонстрировали возможности использования художественных форм и текстов для формирования нравственных ценностей и идеалов школьников, и доклады преподавателей биологии и физики, которые показали технологии развития естественнонаучного мировоззрения школьников.

Особое направление составили доклады педагогов, использующих сюжетно-деятельностные технологии работы спониманием и ценностей школьников. Так, в выступлении А.И. Дьяконовой убедительно показаны возможности построения идеализации понятии «честь» на основе повести А. Куприна «Куст Сирени». Важнейшей задачей урока являлось формирование собственной позиции школьников относительно поступка главного героя, который попытался смыть «пятно с мундира» искусственными средствами, за счет построения диалога с героем с целью помочь ему совершить правильный выбор.

Н.В. Сапфирова показала, как можно делать актуальным вопрос о том, кто такой человек и в чем его предназначение, выстраивая актуальный герменевтический контекст изучения стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». Занятие строилось в несколько этапов. На первом этапе старшеклассники дискутировали о том, кто такой поэт и в чем его миссия, относясь к произведениям известных русских поэтов начала XX столетия. На втором этапе перед ними стояла задача разобраться из разных предметных фокусов в том, как видит предназначение поэта А.С. Пушкин, осмыслить его позицию для себя и понять ее общекультурное значение. На третьем этапе школьники попытались ответить на вопрос, какой поэт нужен современной России. Исследуя, как понимают предназначение поэта известные авторы XX—XXI столетия и, сопоставляя их точки зрения с точкой зрения А.С. Пушкина, старшеклассники обнаружили, что, только выходя за грань социального, человек может выходить в настоящее творчество и реализовывать свое призвание.

И.О. Белова представила интересный сценарий занятия по определению критериев выбора профессии девятиклассниками на уроке английского языка. Данный сценарий был разработан на основе программ и сценариев сюжетно-деятельностных тренингов по выбору профессии, проводимых под руководством Н.Б. Ковалевой и Е.В. Коврижкина нашей лабораторией. И.О. Белова в интерактивном диалоге наглядно выявила стереотипы представления о критериях выбора профессии в современном обществе и раскрыла секрет введения в их сознание ценности поиска перспективной профессии на основе представления о тенденциях развития профессий и возможности принесения реальной пользы обществу.

В сборнике по материалам конференции опубликованы также тезисы сотрудников детского лагеря «Звезда Вифлеема», в которых раскрыты важные аспекты работы с мировоззрением старшеклассников выездных программах (Т.Д. Быковская) и в проекте «99 овец» (А.С. Тарасевич).

Смотрите тезисы с конференции в научном разделе Лаборатории педагогических технологий.

НАВЕРХ ↑