Top.Mail.Ru
Детский православный лагерь Звезда Вифлеема:Тренинг в МГУ
 

Детский православный лагерь Звезда Вифлеема: Тренинг в МГУ

Разовые проекты:

Тренинг в МГУ


В среду 28 ноября в МГУ имени М.В. Ломоносова на факультете государственного управления в рамках курса лекций по образовательной политике Научно-исследовательским институтом инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) был проведен коммуникативно-герменевтический тренинг. В качестве ведущих этого тренинга были приглашены руководители детского православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема»: Н.Б. Ковалева и Е.В. Коврижкин.


Участники: молодые управленцы из разных регионов страны.
Лектор: Л.Н. Алексеева — руководитель отдела содержания образования НИИ ИСРОО.
Ведущие: Л.Н. Алексеева, Н.Б. Ковалева, Е.В. Коврижкин.


Основной вопрос занятия: какое образование нужно современной молодежи, чтобы стать культурными людьми, способными думать о будущем России, служить ей?


Определив, что главное в образовании — это выстраивание в себе образа «человеческого», участники встали перед проблемой, какое содержание вложить в этот образ, чтобы создать условия для формирования идеала должного. Какие опоры могут помочь человеку преодолеть ограничения и стереотипы своей эпохи?


Занятие строилось в соответствии со сценарием, разработанным Н.Б. Ковалевой для открытой встречи Герменевтического Клуба школьников.


В качестве герменевтического контекста использовался отрывок из романа Виктора Пелевина «Поколение „П“». В отрывке автор в емких и жестких словах описывает судьбу своего главного героя — копирайтера Вавилена Татарского в момент разрушения СССР. Основное напряжение отрывка связано с тем, что герой — образованный культурный человек (закончил Литинститут, был не чужд творчеству), после перестройки обнаруживает, что его образование и культура больше никому не нужны. Татарский, в свое время приобщившийся к литературе через стихи Бориса Пастернака, вдруг понимает, что вечность, сквозившая в произведениях поэта, — явление такое же временное как мода на ботинки: сейчас — один покрой, завтра — другой. В советское время, считалось важным писать для вечности, а теперь пришло время зарабатывать деньги. И Татарский, повинуясь веянию времени, ушел работать на рынок, а потом в рекламу — туда, где деньги.


Но как же в наши дни, когда процветает общество потребления, воспитать человека, для которого вечность не зависит от моды? Как вырастить нового Пастернака? Как помочь молодежи взрастить в себе такое знание и такие способы постижения истины, которые позволят открывать вечное в поэзии, музыке, науке и в жизни?


Сам автор не отвечает на вопрос прямо. Он указывает на знаковый образ Б. Пастернака, который позволит внимательному читателю понять, как обрести человека в среде обезьян.


Работа с аудиторией строилась в соответствии с технологией коммуникативно-герменевтического тренинга. Ответ искали в малых группах, определенных профессиональными фокусами: группа «Наука и производство», группа «Личность и общество», группа «Литература и творчество». За короткое время удалось подступить к центральным проблемам современности в рамках заданной темы и выразить их напряжение в образах, тезисах, вопросах.


— Какими должны быть «опоры», удерживающие современную молодежь от деградации и дающие потенциал для культурного развития? — группа «Личность и общество» под руководством Е.В. Коврижкина.


— Какого человека можно назвать в наши дни личностью? Что отличает личность от посредственности — безликой потребительской массы? Что такое «вечность» Пастернака и какой образ вечности важен молодежи, чтобы стать культурными образованными людьми? Как создать среду, позволяющую молодежи становиться культурными людьми? — группа «Литература и творчество» под руководством Н.Б. Ковалевой.


— Как и вокруг чего строить общность людей, чтобы не навязывать им догмы и не оставлять их в пустоте материальных ценностей? Как сохранить ценность поиска истины в жизни ученых и культурных людей? — группа «Наука и производство» под руководством Л.Н. Алексеевой.

НАВЕРХ ↑